суббота, 22 мая 2010 г.

Качиньский: контекст гибели

Днем 10 апреля мир облетела трагическая новость: самолет Ту-154, летевший из Варшавы в Смоленск, потерпел катастрофу при посадке. На борту самолета находились президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, президент Института национальной памяти Польши Януш Куртыка, епископ дивизии Войска Польского генерал Тадеуш Плоски, православный епископ польской армии и бригадный генерал Мирон Чодаковски, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек и многие другие. По существу обезглавлена политическая элита Польши. Все они летели на мероприятия памяти жертв Катыни. Таким образом, Катынь снова стала могилой лучших поляков.

Кто же такой Лех Качиньский и почему его гибель имеет столь глубокий и трагический смысл?

Лех Качиньский родился в Варшаве, в1949 году, в семье офицера Армии Крайовой, участника Варшавского восстания (1944). Очевидно, происхождение во многом определило последующие антикоммунистические и национальные взгляды Качиньского. Он окончил Варшавский университет, где в 1979 защитил докторскую диссертацию. С 1977 года - в знаменитом Комитете защиты рабочих (КОР), который являлся одной из наиболее непримиримых сил польского антикоммунистического подполья.

С 1980 года Качиньский – на переднем крае профсоюза «Солидарность», в забастовочном комитете Гданьска. После введения 13 декабря 1981 года чрезвычайного положения отсидел 11 месяцев в тюрьме. После освобождения продолжал работать в «Солидарности», избирался членом сейма и сената, занимал высокие государственные посты. Однако и в новые времена не все безоблачно в его политической биографии: «В 1990-е годы произошел разрыв между братьями Качиньскими и Валенсой, связанный, в частности, с нежеланием последнего удалить из руководства страны старые коммунистические кадры». Напомним, что и позднее, будучи президентом, Качиньский последовательно выступал за дальнейшую декоммунизацию Польши – политика, прямо противоположная путинской реабилитации советизма...

В 2001 году он вместе с братом Ярославом создал партию «Право и справедливость» и вскоре стал мэром Варшавы. В 2005-м Качиньский был избран президентом Польши под лозунгом католических ценностей, демократии и национализма.

Для Качиньского был характерен определенный «еврореализм», порой вызывавший некоторую напряженность в отношениях Польши с ЕС. Подчеркивая, что «точкой отчета для Польши является Евросоюз», Качиньский прямо говорил об имеющем место в ЕС «огромном весе пророссийских настроений, традиций, интересов, антиамериканизме, а иногда и коррупции…». По его словам, «в кулуарах Европейского Совета видно, кто первый бежит с информацией к русским».

При этом Польша выступала «как союзник США и считалась наиболее вероятным местом размещения американской базы противоракетной обороны». В связи с этим Качиньский пояснял, что его «основная цель – усиление позиции Польши в ЕС. Основная же цель в области безопасности – глубокие связи с США, отсюда поддержка ПРО. Хотя я прекрасно знаю, что это не тот щит, который защитит нас от нападения – надеюсь, что этого никогда не случится – со стороны Москвы. Россия может атаковать нас с близкого расстояния, что она показала недавно в Грузии, ПРО от таких атак не защищает. Это проблема всех наших оборонных усилий и всего НАТО, а также ЕС. Но зато ПРО связывает нас с США, и это была основная предпосылка моей поддержки ПРО».

Об отношениях Польши с Россией Качиньский говорил: «Я трижды передавал через высоких представителей президента России свои условия улучшения отношений. По-моему, их вовсе нельзя считать неприемлемыми для Москвы. Частично они лежат в исторической сфере. Частично речь идет о том, чтобы навсегда отказаться от того, что Польша является российской “зоной влияния”. А на это, как видно, нет согласия по ту сторону».

Неоимперская политика кремля вызывала активное неприятие Качиньского. Отсюда его регулярные контакты с лидерами Балтии, Украины и, конечно, Грузии, направленные на создание особого союзного конструкта стран Центральной и Восточной Европы.

Во время российско-грузинской войны в августе 2008 года Качиньский заявил, «что полностью поддерживает Грузию…». По его словам, «"российское государство в очередной раз показало свое истинное лицо". 13 августа Качиньский вместе с президентами Литвы Валдасом Адамкусом, Эстонии Тоомасом Ильвесом, Латвии Валдисом Затлерсом и Украины Виктором Ющенко посетил столицу Грузии Тбилиси». По словам Качиньского, это было «опасное путешествие». В августе 2008 года Качиньский и Адамкус подписали совместную декларацию о просьбе принятия Украины и Грузии в НАТО.

В ноябре 2008 года – очередной визит Качиньского в Грузию, в ходе которого он вместе с президентом Саакашвили посетил территории, прилегающие к Южной Осетии, где кортеж был подвергнут обстрелу. Качиньский, по словам очевидцев, сохранял «железное спокойствие». Позже он утверждал, что слышал русскую речь стрелявших.

Осенью 2008 года Качиньский прямо заявил, что «целью вторжения российских войск в Грузию было помешать Европе покончить с зависимостью от российских энергоносителей и диверсифицировать источники поставок». Качиньский «обвинил Москву в том, что она прибегает к энергетическому шантажу, пользуясь зависимостью Европы от поставок нефти и газа из России».

Комментируя российско-украинскую газовую войну зимы 2009 года, Качиньский, «бросая камешек в огород “самых влиятельных политиков Европы”, заметил: тот факт, что они не встали на сторону украинцев, “стал очередным доказательством того, что любая страна, вовлеченная в спор с Россией, не может рассчитывать на эффективную помощь”».

Качиньский всегда уделял большое внимание вопросам энергетической безопасности своей страны и ЕС. Этой весной, похоже, судьба улыбнулась Польше, да и всей Европе: поляки обнаружили у себя в стране крупные запасы сланцевого газа. Если таковые будут подтверждены, «общие запасы газа в ЕС вырастут сразу на 47 процентов. Эксперты считают, что европейские проекты по добыче сланцевого газа могут в течение десяти лет стать серьезной угрозой для "Газпрома"». Напомним, что как раз накануне гибели Качиньского, 9 апреля, президент России Медведев официально открыл строительство подводной части газопровода «Северный поток», который, наряду с «Южным потоком», казалось бы, надежно замыкает Европу в энергетические клещи кремля…

Невозможно не согласиться со следующим выводом коллеги: «С политической точки зрения гибель польского президента однозначно выгодна Кремлю. По сути, именно Качиньский был настоящим оплотом антимоскальства в Восточной Европе. Политиком, который ратовал за возрождение влияния Польши как региональной державы, национальной и демократической, способной противопоставить эти ценности нахрапистой экспансии "углеводородных" имперцев».

P.S. Многим уже видится аналогия: смерть генерала Владислава Сикорского, главы правительства Польши в изгнании, погибшего в авиакатастрофе в Атлантике (1943). После открывшейся правды о Катыни, он требовал от англичан разрыва отношений со Сталиным. И там Катынь...

Apr. 10th, 2010