четверг, 9 апреля 2009 г.

МОСКВАСАРАЙ

Итак, случилось то, что и должно было случиться в ордынской столице, каковой с конца 15 века является Москва: к концу следующего года Лужков собирается отгрохать на Проспекте Мира огромную Соборную мечеть, вместимостью до шести тысяч человек. Кроме того, рядом с мечетью раскинется площадь, рассчитанная примерно на двадцать тысяч человек. Минареты мечети будут свыше 75 метров. Для сравнения: колокольня Ивана Великого – 81 метр, причем вместе с крестом. Так что, наряду с Иваном Великим и сталинскими «высотками», Москва получит еще одну высотную доминанту, на этот раз мусульманскую.


Кое-кто спрашивает: не помешают ли местным жителям пронзительные крики муэдзинов, которые ежедневно, в пять утра, будут оглашать тишину московских двориков? Нет, отвечает зампредседателя Совета муфтиев России по инвестициям Мансур Шакиров. Не помешают, потому что никаких двориков и домиков к тому времени там не будет. «Согласно проектным документам, они будут снесены, а людям, живущим в этих домах, дадут более комфортабельное, нежели сейчас, удобное жилье. Вокруг останутся только государственные комплексы и бизнес-учреждения».

Разумеется, обитателей «государственных комплексов и бизнес-учреждений», обслуживающих антирусскую систему, соседство с минаретами вряд ли шокирует. Тем более, что в последнее время среди госчиновников высокого уровня все более распространяется мода на ислам, с которой, очевидно, уже считается и президент Путин, взявший строительство мечети под личный контроль. Ну а русские отправятся из центра столицы «в более удобное жилье». В Митино? Или в Бутово?

Хороша и предварительная смета проекта: полмиллиарда долларов. Шакиров абсолютно уверен: «Соберем!» О готовности помочь заявили и президент Татарстана Шаймиев, и президент Чечни Алханов (любопытно: дотационная Чечня, оказывается, способна участвовать в столь масштабных проектах), и послы арабских стран, и представители Лиги арабских стран… Российские и зарубежные мусульмане отлично понимают, какое огромное стратегическое значение имеет новая мечеть в Москве. Очевидно, выделены средства и из московского бюджета – ведь в столице нет никаких проблем с доступным жильем, с транспортом, с коммунальной сферой. Нет бездомных и нищих, нет беспризорников. Все в порядке с санитарией и экологией. В прекрасном состоянии исторические памятники, бережно сохраняется исторический облик центра Москвы. Так что можно и супер-мечети строить.

А вот уже принятое было решение о строительстве гораздо более скромного кришнаитского храма было отменено Лужковым – так сказать, по требованию «православной общественности». Лужкова понять можно: действительно, какой с них, с этих кришнаитов, прибыток? Вот попы, муллы и раввины – люди серьезные, «традиционные конфессии», с ними можно дела делать. И внял Лужков гласу православных, возмущенных до глубины души самой возможностью появления арийских божеств на святой земле авраамического Третьего Рима. Вот Иисус, Мухаммед, Авраам – это все наши, традиционные. А Кришна, известный на языческой Руси как Крышень – он чужой.

Надо ли говорить, что патриарх Алексий II поддержал проект новой мечети: «Обязательно нужна новая, просторная мечеть!» Авраамические религии демонстрируют удивительную солидарность по стратегическим вопросам. И суровые православные фундаменталисты, грудью вставшие на пути «кришнаитов-язычников», тут молчат. Хотя их «Третий Рим» уже давно пора называть «Вторым Стамбулом».

А Лужков тем временем, по его же словам, собирается в каждом округе Москвы построить по мечети (тоже – с отселением русских аборигенов?). Уж он-то знает динамику изменения этно-культурной карты как страны в целом, так и, в частности, Москвы, которая, наряду с Московской областью, в аналитических сводках политтехнологов с недавних пор проходит как мусульманский регион. В Москве только по официальным данным 3,5 миллиона мусульман, а половина детей, родившихся в минувшем году в столице – нерусские. Всего в России, по словам Шакирова, 20 миллионов мусульман – и это при том, что русские неуклонно вымирают по миллиону человек в год, в то время как среди мусульман наблюдается традиционно высокая рождаемость, которая получит дополнительный стимул в виде президентской программы борьбы с демографическим спадом. Плюс – растущий приток мусульман-мигрантов. Напомню, что известный исламский активист Абдул-Вахед Ниязов еще в 2001 году утверждал, что через 10 лет каждый третий россиянин будет мусульманином.

Не так давно на Пушкинской площади прошел шумный пикет, участники которого требовали придания татарскому языку статуса второго государственного. Знаковый эпизод, можно сказать, сигнал из недалекого будущего.

Москва все более приобретает характерные черты восточного города, в котором крики муэдзинов вскоре станут столь же привычными, как и православный благовест. Это уже не город Есенина, Булгакова или Высоцкого. Да что там Москва: налицо изменение тысячелетней этно-культурной среды уже в русской глубинке. В Малоярославце, отродясь не видавшего минаретов, некие «россияне» требуют, чтобы им построили мечеть, которая там будет смотреться, как марсианский треножник на зеленых холмах Англии.

Весьма красноречивы сетования Мансура Шакирова на то, что российские мусульмане якобы недостаточно представлены во властных структурах, как федеральных, так и региональных. Цитирую: «Каждая фамилия, которую мы видим в правительстве, мусульманская – это непосредственная работа президента Татарстана Минтимера Шаймиева». Во как! Оказывается, Шаймиев занимается лоббизмом по этно-религиозному признаку. В таком случае, можно ли и нынешнего министра внутренних дел Нургалиева считать его креатурой? Цитирую далее: «…нет в Московской городской думе ни одного депутата-мусульманина, у мэра Москвы нет ни одного заместителя татарина, ни одного руководителя управления… мы надеемся, что еще придет время, и наши братья-мусульмане войдут в правительство».

То есть речь идет о том, что в правительство светского государства кто-то должен войти именно как мусульманин. Что это? Российский ислам открыто заявляет о своих притязаниях на власть? Откровенность Шакирова, очевидно, вызвана его ясными представлениями о том, кто в недалеком будущем неминуемо образует российское этно-религиозное большинство.

Нынешняя Россия весьма напоминает брежневский СССР, который, в силу известных демографических процессов, неуклонно превращался в великую мусульманскую державу. Этим, кстати, и объясняется то, что на рубеже 90-х годов советские мусульмане выступали за сохранение Союза, который воспринимался ими действительно как своя страна. Так же они воспринимают и нынешний усеченный вариант СССР – недаром президент Татарстана Шаймиев со знанием дела назвал историческую Россию «продолжением Золотой Орды». Уж он-то знает, что Российское государство, возникшее из Московского улуса, всегда была «заточено» под интересы национальных меньшинств, что русские всегда были обложены в нем данью державного тягла и нещадной имперской эксплуатации. И нынешняя трансформация «Третьего Рима» во «Второй Стамбул», а точнее, в первичный золотоордынский Сарай – это логическое завершение исторического пути Москвы. Круг замкнулся.

Надо ли еще говорить, что ни Татарстан, ни Чечня, ни другие мусульманские регионы отделяться от России не собирались и не собираются? В частности, пресловутый чеченский сепаратизм – это всего лишь средство шантажа в отношении федерального центра, способ добиться того максимально привилегированного положения в федерации, когда обезличенные русские регионы являются, по сути, данниками «маленького, но гордого народа». И если кому-то и надо «сепарироваться», так это русским, пока они окончательно не растворились в Евразии, как целковый в «царской водке». Но это уже особая тема.

Алексей Широпаев. июнь 2006 г.